Грани гностицизма

гностицизм , толтеки, шаманизм

О инициации по существу

Тайна и племя

Инициация, или посвящение, в отличии от обращения, относится к обширной области эзотеризма. Если экзотеризм — общедоступная плоскость сакрального, и ему соответствует обращение, то инициация доступна только ограниченному кругу представителей человеческого рода. Исключением являются те примитивные племенные организации, в которых инициация является возрастным ритуалом перехода, обязательным для всех. Чтобы юноша и девушка смогли стать полноправными членами племени, они обязаны пройти через определенный обряд посвящения, нередко сопряженный с некоторыми испытаниями. Инициации для девушек иногда отсутствует, и, как правило, являются более простыми. Главным образом возрастные инициации перехода предназначены для мужской половины племени.

Такая инициация преследует три взаимосвязанные цели:
1. посвящение в тайны культа племени;
2. передача инициируемому общеплеменных ценностей и норм поведения;
3. переход инициируемому от социально-психологического статуса «юноши» к статусу «мужчины».

Необходимо знать, что существуют добросовестные средства формирования и коррекции (модернизации) человеческой личности и сознания. Инициация по определению отлична от того, мы называем, «воспитанием» и «приобретением знания». Хотя воспитание и подразумевается инициацией, она ей скорее способствует, но не является ее техникой. Инициация есть ритуал перехода. И как таковой она символически тождественна (или стремиться быть тождественной) двум фундаментальным моментам человеческого бытия — рождению и смерти. И рождение и смерть внезапны. Инициация чтобы быть эффективной так же должна быть внезапной, хотя представляет из себя определенный процесс, четко продуманную процедуру.

Существуют общие условия для всех инициатических практик, от древних племенных ритуалов возрастного перехода и заканчивая сложными высокими мистериями. Инициатическое действо всегда имеет характер чего то такого, что не может иметь существования в условиях обычной повседневной жизни. Человек должен знать о предстоящей инициации, но он не должен знать в точности, что это такое и что ему предстоит пережить. В идеале он должен ожидать какого-то таинственного, необычного, и даже чудесного события, которое произойдет и изменит его. Чем интенсивнее такое ожидание и связанные с ним переживания тем лучше. Как правило, сама инициация в своей начальной фазе стремиться до предела усилить в человеке эти чувства. Человек закрывается в неком изолированном пространстве с отсутствием света. Если изоляция в масонском ритуале может достигать нескольких часов, то в ритуале возрастного перехода — до 50 дней. Сама обстановка способствует тому, что неофита посещают чувства неуверенности и опасений.

Стоит заметить, что в современной практике масонства данная процедура имеет сугубо символическое, но от этого не менее важное значение. Будущий член масонской ложи может проявлять хладнокровие и быть безразличным. Это нормально, так как подразумевается, что преображение человеческого существа происходит в духовной, а не в чувственной сфере. Это же верно и в отношении христианского обряда крещения. Младенец при крещении неспособен осознать ни значимость таинства, ни его совершения, но то этого таинство не утрачивает свою силу — человек становится христианином.

По иному дело обстоит в возрастной инициации. Главнейшая цель в этом случае — не достижение высоких трансцедентных состояний, а социальная модификация человеческой личности. Прежде чем стать полноправным членом племени, юноша на очень глубоком внутреннем уровне должен должен воспринять его правила, ценности и установленный в нем порядок. Юноши изолируются от внешнего мира и остаются наедине с собой. Их ограничивают во сне, еде, питье, зачастую дают вещества обладающие психотропным воздействием. Паралельно проводиться интенсивное внушение их новых прав и обязанностей. Цель этой практики добиться ломки старых стериотипов поведения и мировосприятия, и соответственно, замещение их новыми, более зрелыми, общественнополезными установками.
Выход из заточения на свет сопровождается необычным шумом. Зачастую инициируемому дается новое имя. Какое то время после этого юноши не могут, или не желают, говорить. Ритуал выхода из темноты и ограниченного пространства на свет и простор является общим для абсолютного большинства инициатических мистерий. Это является символическим актом имитирующим момент рождения выход из материнского чрева. Поэтому инициация иногда называется «вторым рождением».

Безусловно, психолог специалист по психотехникам найдет «удобные» объяснения методам той же возрастной инициации. Но все же объяснить все рационально вряд ли возможно. По свидетельству очевидцев, юноши прошедшие через ритуал посвящения меняются чрезвычайно серьезно. Изменяется как бы их облик, другими становятся походка и речь. Их личность и существо действительно претерпевают определенную модификацию, обновление.

С точки зрения традиционного знания попытки рационального объяснения инициатических практик бессмысленны. Вовсе не человек и его действия, а нечеловеческое, духовное, вмешательство производит все требуемые изменения. Таким образом, у всякой подлинной инициации должно быть нечеловеческое происхождение, некий трансцедентный первоисточник. Задача тех кто инициирует состоит в том, чтобы создать условия для вмешательства, проявления, этого духа. Сами же эти люди, их присутствие, гарантирует его проявление. Отсюда проистекает идея, что для того чтобы неофит был успешно инициирован, те кто инициируют его, в свою очередь, так же должны быть посвящены прежде. (Это же правило верно и в отношении системы психоанализа Зигмунда Фрейда — тот кто проводит психоанализ — должен пройти процедуру психоанализа ранее. Известный французский традиционалист Рене Генон, отмечая «сатанинский», разрушительный, характер психоанализа, задает правомерный вопрос: кто тогда провел психоанализ над Фрейдом?)

Стоит отметить еще одно отличие возрастной инициации от других ритуалов посвящения. Прежде всего, это есть ритуал перехода от социально- психологического состояния «мальчика» к состоянию «мужчины». Последнее означает прежде всего способность не только зачать ребенка (дать новую жизнь), но и способность отнять жизнь, то есть способность убивать, что неотделимо от нового статуса воина и охотника. Это входит в противоречие со сферой традиционных инициатических практик, на разных ступенях которых от человека требуется отказ от насилия или от сексуальной жизни. Все это только подчеркивает социальную (можно даже сказать: рудиментарно- социальную,- а так же личностную, индивидуальную, направленность возрастных ритуалов перехода. В ином  заключается цель инициатических мистерий того что принято называть Традицией.

По ангельской лестнице

Итак, что такое инициация, какова ее «техническая основа», и в чем ее цель? Сказать в точности, что такое инициация вряд ли возможно. Но не потому, что о инициации отсутствует достаточная информация,- по крайней мере о западном масонстве такой информации предостаточно,- все дело в том что за обрядом и ритуалом в подлинной инициации всегда присутствует невыразимая, «невысказанная», составляющая, являющаяся ее сверхчеловеческим истоком и двигателем. Инициатическое действо можно подробно описать и «разложить по полочкам», то есть попытаться раскрыть его «тайну». Однако подлинная тайна инициации не при каких условиях не может быть раскрыта и объяснена. Эту тайну можно пережить, ощутить, своим существом, но описать словами — нельзя.

В то же время считается, что публичное раскрытие определенных нюансов инициаций способно повредить как самой инициации, так и неподготовленному сознанию профанов. Генон утверждал, что в этом заключается одна из задач так называемых «святых сатаны», стремящихся разрушить в человеческом сообществе инициатическую иерархии Традиции, и утвердить вместо ее свою контриерархию. Интересно, что именно в разглашении секретов мистерий был обвинен в свое время Аристотель. Он парировал свое обвинение тем, что для непосвященных истинная тайна инициации все равно останется загадкой, поэтому обвинения в его адрес бессмысленны. Тем не менее, история показала, что во многом именно философская система Аристотеля спустя столетия внесла существенный вклад в ползучее разрушение духовной традиции Средневековья. И, как следствие — в формирование современной профанной общечеловеческой ментальности. Именно Аристотель ответственен за окончательное расчленение единого массива человеческих знаний и деятельности на локальные категории — наука, магия, искусство, философия, и т.п. Нам трудно представить, что в древнейших цивилизациях эти сферы составляли фактически единый массив, которым могли свободно оперировать жрецы — посвященные. Не примитивным трудом, и не чистым волшебством, были, к примеру, возведены египетские пирамиды. Они — результат «техномагических» приемов и усилий. Это интегральное знание древних пытались возродить ученые- мистики Третьего Рейха, но поражение стран Оси прервало эти попытки.Таким образом, обвинения в адрес Аристотеля нельзя считать беспочвенными.

Аристотель о инициации сказал: «Те, кто проходит обряд посвящения, не столько узнают что-то новое, сколько приобретают опыт некоторых чувств и начинают мыслить особенным образом». Действительно, практический результат инициации — это вовсе не обретение некоторого знания, т.е. некоторой таинственной информации, хотя этот элемент всегда присутствует. Те же кто видели в инициации получение какой-то внятной излагаемой «тайны», как правило, всегда оставались разочарованными. «Тайна» оказывалась менее значительной чем это рисовалось разгоряченному воображению неофита. И в самом деле, вовсе не механическом получении какого-то нового знания состоит цель инициации. Знание можно получить и другим, более банальным, способом. Задача мистерий — привести человека к сверхчеловеческим, надиндивидуальным, состояниям, и соответственно — характерного осознания. Символически это понимается как «победа над смертью». Подразумевается, что инициируемый в отличии от профана обретает бессмертие. Речь не идет о бессмертии физическом. Но тогда о чем? Давайте попробуем ответить на этот вопрос и выяснить, насколько это возможно, в чем состоит «победа над смертью», даруемая мистериями.

Известно, что дэвы, то есть боги, индуизма суть правители небесных сфер. В христианстве им соответствуют ангелы — носители тех или иных атрибуций Бога. Как известно, инициация, подразумевающая постепенное прохождение степеней посвящения, является символическим восхождением и прохождением соответствующим этим степеням — небес,- приближением к Первоначалу.

Ключом к адекватному пониманию цели и «технической основы» инициаций может послужить следующее замечание Генона: «Дэвы являются формами дыхания». Здесь мы вплотную подходим к фундаментальной доктрине восточных духовных учений — «единства ума и праны».
В одной из книг по тибетской йоге о доктрине «ума и праны» сказано: » Хотя нет необходимости разъяс­нять все многие аспекты этой доктрины, все же один из наиболее важных из них заслуживает некоторого вни­мания, именно, «обоюдный характер Ума и ПРАНЫ», который означает, что определенный тип ума или ум­ственной деятельности неизменно сопровождается ПРАНОЙ соответствующего характера — или трансценден­тального, или земного. Например, конкретные настроения, ощущения или мысли всегда сопровождаются, проявля­ются или отражаются ПРАНОЙ или дыханием соответ­ствующего характера и ритма. Так гнев производит не просто ощущение воспламененной мысли, но также рез­кую и подчеркнутую «грубость» дыхания. С другой стороны, когда имеет» место спокойное сосредоточение на Интеллектуальной проблеме, мысль и дыхание проявляют аналогичное спокойствие. Когда сосредоточение находится в состоянии» глубокого мышления, как во время усилия решить неподдающуюся проблему, бессознательно дыхание задерживается. Когда человек находится в состоянии гнева, тщеславия, зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т. п., одновременно возникает «воздух», или ПРАНА, гнева, тщеславия, зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т. д.; и этот «воздух» можно тотчас же ощутить внутри себя. В глубоком САМАДХИ не подымается ни одна мысль; так что и нет никакого ощутимого дыхания. В начальный момент просветления, который является также моментом общего преобразования обычного сознания, ПРАНА также под­вергается революционному преобразованию. Соответ­ственно каждое настроение, мысль и ощущение, независимо от того, простые они, неуловимые или сложные, сопровождаются соответствующей или обоюдной Праной».

Стоит добавить, что Прана означает «воздух», процесс дыхания, энергию, жизнеспособность. Таким образом, особая, трансцедентная Прана есть та «форма дыхания», олицетворяемая дэвами-ангелами, о чем писал Рене Генон. Задача инициации состоит в том, чтобы произвести в существе человека определенные тонкие изменения, позволяющие ему обрести соответствующую «форму дыхания». А поскольку дыхание, Прана, прямо связана с «умонастроением», умственной деятельностью, — изменяется умственный строй человеческого существа, его самоосознание и мировосприятие.

Дэвы - трасцедентные формы дыхания

Подлинная инициация всегда обладает «интегральным» воздействием. Человек с одной стороны «внедряется» в непостижимые рационально, трансцедентные, реальности; с другой стороны, происходят неуловимые изменения на физиологическом уровне. Неслучайно Блаватская по этому поводу заметила: «Масонство, несмотря на …современные нововведения …приносит пользу как в моральном, так ив физиологическом плане».

На каждой ступени инициации посвящаемому открывается то или иное значение (порой одних и тех же) символов и ритуалов. Легко понять, что понимание этих вещей требует от человека соответсвующей сонастройки своего ума, особого «сосредоточения». Это как бы закрепляет в нем новое состояние ума, и, соответственно — энергии. В то же время, и главным образом, это новое состояние ума и энергии тождественно определенной реальности ангелической, небесной, сферы, которая в отличии от преходящего земного мира, существует вечно. Человек посредством инициации получает возможность обрести сверхиндивидуальное бытие в этих сферах. Поэтому считается, что в отличии от профана, человек прошедший мистерии, не умирает совсем, а продолжает сверхиндивидуальное существование в той дэваической сфере энергии-ума, которую он смог достичь посредством посвящения.

«Сила «братской цепи»

Что еще дают человеку мистерии и членство в инициатических обществах? В большинстве случаев люди вступающие в те же масонские ложи интересуются вещами находящимися за пределами традиционной религии. То что находится за этими пределами называется эзотеризмом, эзотерической областью знаний. Известно, что интерес и погружение человека в сферу эзотерики может приводить к неприятным для него последствиям. «Черная полоса» невезения, невесть откуда возникающие проблемы в делах и т.д. , очень часто становятся своего рода наказанием для человека за стремление приоткрыть завесу. Неслучайно в определенных традиционных религиях, таких как иудаизм и православие, есть фактический запрет на эзотеризм.

Популяризатор оккультизма начала прошлого века Папюс объясняет данную дилемму следующим образом: когда человек пытается постичь неведомое и установить с ним связь (чем оно не было), то возникает два полюса. Один — сам этот человек. Другой — это нечто находящееся в этом неведомом. И между ними возникает своего рода напряжение, и, в конце концов, разряд, который как бы «бьет» человека. Так человек приобретает знания и мистический опыт. Для того, чтобы данная энергия не била разрядом, а свободно поступала, текла, «цепь» необходимо замкнуть. По Папюсу выход для человека в этой ситуации только один — войти в тайное общество посвящения, в котором силы одного человека войдут в контакт, привосукупятся и усилятся, энергиями членов всего сообщества.

Масоны

Сами масоны придают чрезвычайно важное значение данному аспекту своей организации. Связь членов ложи называется «братской цепью» и она подтверждается ритуалом особого «сцепления рук», которым завершается каждое собрание братьев. Масоны полагают, что то что для человека невозможным в обычных условиях становиться возможным посредством действия «братской цепи». В жизнь посвященного словно входит некая непостижимая сила, которая начинает ему помогать в его целях, делах, начинаниях, как духовных так и вполне земных, материальных.

Масоны говорят, что «является невозможным для одного члена — становиться вполне достижимо для целой цепи неразрывно объединенных стремлений, желаний и действий».
В гимне русских масонов о «братской цепи» поется:

«Да нашу цепь скрепить навеки;
Пусть мир падет, иссякнут реки;
Но цепь священна в небесах,
В духовном мире будет зрима,
Крепка, светла, непобедима».

«Братская цепь» не ограничивается членами одной ложи. Она распрастраняется посредством линии передачи посвящения на всех без исключения ложи и масонов всего мира. Таким образом, «братская цепь» Всемирного Ордена Вольных Каменщиков включает в себя миллионы людей. Незримая сила стоящая за посвященным членом ордена огромна. Это объясняет «неискоренимость» масонства, а так же эффективность деятельности как самого сообщества, так и его членов.

.

Оставьте комментарий

Information

This entry was posted on 3 апреля, 2012 by in Статьи and tagged , , , , .

Навигация